понедельник, 2 апреля 2012 г.

Немного о характеристиках ATF

Масла для автоматических коробок передач (ATF) Automatic transmission fluid Автоматическая трансмиссионная жидкость наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются самыми специфическими продуктами автохимии. Если из двигателя слить моторное масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из автоматической коробки передач (АКП) удалить рабочую жидкость, то она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов.К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления - спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление.Средняя температура масла в картере автоматической коробки передач составляет 80-90 0С, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150 0С. Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение масла, которое еще больше нагревается. Высокие скорости движения масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь, бронза, металлокерамика, фрикционные прокладки, эластомеры) затрудняет подбор антифрикционных присадок, а также создает электрохимические пары, в которых при наличии кислорода и воды активизируется коррозионный износ.В таких условиях масло должно сохранять не только свои эксплуатационные свойства, но и как передающая крутящий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии.
Основные спецификации
Исторически сложилось так, что "законодателем мод" в области стандартов на масла для автоматических трансмиссий являются корпорации "General Motors" (GM) и "Ford" (Табл. 1). Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных ими к применению. Аналогичным образом поступают и японские автомобильные концерны.Первоначально в "автоматах" использовались обычные моторные масла, которые приходилось часто менять. При этом качество переключения передач было крайне низким. В 1949 г. компания General Motors разработала специальную жидкость для автоматических трансмиссий - ATF-А, которая применялась во всех АКП, выпускаемых в мире. В 1957 г. спецификация была пересмотрена и получила название Type A Suffix A (ATF TASA). Одним из компонентов при производстве этих жидкостей являлся продукт животного происхождения, получаемый в результате переработки китов. В связи с возросшими объемами потребления масел и запретом охоты на китов, были разработаны ATF полностью на минеральной, а позднее и на синтетической основах. В конце 1967 года General Motors ввело новую спецификацию Dexron В, позднее Dexron II, Dexron III и Dexron IV.Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к маслам для электронно-контролируемого сцепления автотрансформатора. Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4 (Allison - отделение General Motors по производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.Долгое время у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и фордовские инженеры использовали стандарт ATF-A. Только в 1959 году компания разработала и внедрила фирменный стандарт М2С33-А/В. Наибольшее распространение получили жидкости стандарта ESW-M2C33-F (ATF-F). В 1961 году Ford издал спецификацию M2С33-D, учитывающую новые требования по фрикционным свойствам, а в 80-х годах - спецификацию Mercon. Масла, соответствующие спецификации Mercon, максимально приближаются к маслам Dexron II, III и совместимы с ними.Основные различия между спецификациями компаний General Motors и Ford - разные требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность переключения передач, у Ford - скорость их переключения).Типичные характеристики масел для АКП приведены в Табл. 2.
 Компания General Motors   Компания Ford 
 Год введения   Наименование спецификации   Год введения   Наименование спецификации 
 1949   Type A   1959   M2C33 - B 
 1957   Type A Suffix A (ATF TASA)   1961   M2C33 - D 
 1967   Dexron В   1967   M2C33 - F (Type - F) 
 1973   Dexron II C   1972   SQM -2C9007A, M2C33 - G (Type - G) 
 1981   Dexron II D   1975   SQM -2C9010A, M2C33 - G (Type - CJ) 
 1991   Dexron II E   1987   EAPM - 2C166 - H (Type - H) 
 1994   Dexron I II   1987   Mercon (дополнена в 1993) 
 1999   Dexron IV   1998   Mercon V 
Масла устаревших спецификаций до сих пор используются во многих европейских автомобилях, причем очень часто в качестве масел для механических коробок передач.
В автоматических трансмиссиях большинством производителей современных автомобилей рекомендованы масла, отвечающие требованиям спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые, как правило, взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующе спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и ATF - A. Обратная замена масел не допустима.
 Свойства   Dexron II   Dexron III   Allison C-4   Mercon 
 Кинематическая вязкость, мм2/с, не менеепри 40 0С   37,7   Не нормируется, определение обязательно   Не нормируется, определение обязательно 
 при 100 0С   8,1   6,8 
 Вязкость по Брукфильду, мПа с, не более, при температуре:
 - 10 0С 
 800   -   Указать температуру, при которой вязкость масла равна 3500 сП   - 
 - 20 0С   2000   1500   1500 
 - 30 0С   6000   5000   - 
 - 40 0С   50000   20000   20000 
 Температура вспышки, 0С, не ниже   190   179   160   177 
 Температура воспламенения, 0С, не выше   190   185   175   - 
 Испытания на вспениваемость   1. Отсутствие пены при 95 0С   1. Отсутствие пены при 95 0С   ASTM D892 Этап 1 - 100/0 мп 
 2. 5мм при 135 0С   2. 10мм при 135 0С   Этап 2 - 100/0 мл 
 3. Разрушение в течение 15с при 135оС   3. Разрушение в течение 23с при 135оС   Этап 3 - 100/0 млЭтап 4 - 100/0 мл 
 Коррозия медной пластины баллы, не более   1   1   Отсутствие почернения с отслаиванием   1 
 Защита от ржавления   Отсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностях   Отсутствие видимого ржавления на испытуемых поверхностях   Отсутствие следов ржавчины или коррозии на контрольных плитах   Отсутствие видимого ржавления 
 Испытания на износ по методу ASTM D 2882 (80 0C, 6,9 мПа): потеря массы, мг, не более   15   15   -   10 

 Добавим допуски Японских производителей

TOYOTA AUTO FLUID WS
Жидкость для АКПП автомобилей TOYOTA последнего поколения с секвентальной коробкой передач.

_____________________________________________________________________________________
Transmission Codes: A750H/F*, A760E, A761E/H, A960E, U151E/F**, U250E, U341E, U660E/F, P112, P310, Q211, L110
*For transmission type A750F mounted on Land Cruiser-100 built before August 2003, use Toyota ATF Type T-IV.
**For transmission types U151E/F built before August 2003, use Toyota ATF Type T-IV.
Complete Model Application:
Lexus LS: UVF45, UVF46, USF40, USF41, USF45, USF46.
Lexus GS: GWS191, URS190, UZS190, GRS191, GRS196
Lexus HS: ANF10
Lexus IS: GSE20, GSE21, GSE25, USE20
Lexus RX: GYL15W, GYL16W, GGL10W, GGL15W, GGL16W
Lexus SC: UZZ40
Alphard: GGH20W, GGH25W
Blade: GRE156H
Camry: ACV40, ACV45
Camry: ACV40, ACV45
Celsior: UCF30, UCF31 (2003.5--)
Century: GZG50 (2005.1--)
Crown: GWS204, GRS204, GRS202, GRS200, GRS203, GRS201, GRS184, GRS182, GRS180, GRS183, GRS181
Crown Majesta: UZS186, UZS187, URS206, UZS207
Estima: GSR55W, AHR20W
Harrier: GSU30W, GSU31W, GSU35W, GSU36W, MHU38W
Hilux Surf: GRN215W
Kluger: MHU28W
Land Cruiser-100 (2003.8--): UZJ100W, HDJ101K
Land Cruiser-200: UZJ200W, URJ202W
Land Cruiser Prado: GRJ120W, GRJ121W
Mark X: GRX120, GRX121, GRX125
Mark X Zio: GGA10
Prius: NHW30, ZVW30
Ractis: NCP105
Vanguard: GSA33W
Wellfire: GGH20W, GGH25W

Recommended by Toyota.

Как узнать, что именно необходимо использовать?
Данную информацию можно получить несколькими способами:
а) Маркировка необходимой жидкости указана на Щупе уровня масла в АКПП,
б) Информация содержится в книге по эксплуатации автомобиля (данная книга есть у каждого автомобиля).

TOYOTA ATF TYPE T-IV, T-III, D-III, D-II
∙ TOYOTA JWS 2312D, JWS 3309
∙ TOYOTA #08886-81015, #08886-00405
∙ NISSAN MATIC FLUID K, J, D
∙ MITSUBISHI DIAQUEEN ATF SP-III, SP-II
∙ MITSUBISHI ATF J-2, PSF-3, ATF II
∙ MAZDA ATF M-V, F-1, M-III
∙ HONDA ULTRA ATF-1, ATF Z-1
∙ SUZUKI AT OIL, OIL Special, SCVT
∙ SUZUKI ATF 5D06, 2384K, 3314, 3317
∙ SUBARU ATF, ATF HP, ATF (5AT)
∙ ISUZU BESCO ATF III, II
∙ DAIHATSU AMIX ATF D-III MULTI/D3-SP
∙ HYUNDAI/KIA: SP-III, SP-II, Red-1
∙ HINO Blue Ribbon ATF
∙ CHRYSLER ATF +3/+4
∙ FORD M, MERCON
∙ MERCEDES-BENZ 236.9
∙ AUDI/VW G-052-025-A1/A2
∙ PORSCHE JWS 3309

и так немного систематизируем
  • ATF+4 - Most Dodge, Jeep, and Chrysler [1]
  • Mercon V - Most Ford, Mercury, Lincoln
  • Mercon LV - Some Ford(DuratecHE),MAZDA in Europe or Asia
  • Dexron VI - Most GM and Toyota products, some Ford applications
  • ATF DW-1 - All Honda and Acura (except CVT)
  • SP-III - All Hyundai, Mitsubishi and Kia (except CVT and dual clutch)
  • Matic S, Matic K, Matic D - Nissan transmissions


Последние разработки производителей дают индексы 5 и 6  и каждый новый индекс перекрывает предыдущий поэтому помимо собственных знаний  мы все таки рекомендуем при выборе консультироваться со специалистами  ..
...удачи и успехов Вам

Комментариев нет:

Отправить комментарий